Назначение электронного блока управления
ЭБУ использует сигналы, посылаемые датчиками, установленными на силовом агрегате, для корректирования состава и количества горючего, поступающего в двигатель. В процессе его деятельности происходит установка режима работы мотора и точная дозировка топливных смесей.
Читайте также: Тема: «ТО и ТР системы питания дизельных двигателей»
В результате функционирования контроллера работа двигателя устойчива как на холодную, так и после прогрева. Запуск мотора невозможен, если имеется поломка в ЭБУ либо отсутствуют его управляющие сигналы.
Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы:
катушки зажигания системы впрыска;
клапан оборотов холостого хода;
электрические форсунки;
клапан вентиляции топливного бака;
электромагнитные катушки — соленоиды;
турбонаддув;
система впуск-выпуск;
рециркуляция отработанных газов;
система охлаждения.
Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами:
Система антиблокировки.
Автоматическая коробка передач.
Стабилизирующая система.
Система безопасности автомобиля.
Круиз контроль.
Климат контроль.
Системы электронных блоков управления[3]
ABS (Anti-lock braking system) – Антиблокировочная система.
ACU (Airbag Control Unit) – Блок управления подушками безопасности.
Amplifier (Звуковой усилитель).
BCM (Body Control Module) – controls door locks, electric windows, courtesy lights, etc. – Контроллер бортовой электроники.
Brake Control Module (ABS or ESC) – Модуль управления тормозной системой.
CCP (Climate Change and Prediction) – Блок управления климат-контролем.
CCU (Convenience Control Unit)
CD Changer (Проигрыватель компакт-дисков).
Cellular Telephone (сотовый телефон).
Chime (Система звукового оповещения).
CV RSS (Continuously Variable road sensing suspension) – Подвеска с бесступенчатой изменяемой жесткостью амортизаторов).
DCU (Door Control Unit) – Блок управления дверьми.
Digital Radio Receiver (Цифровой радиоприемник).
DIM (Dashboard Integration Module) – Интегрированный модуль приборной панели.
Door Module (s) (Дверные контроллеры).
Driver Door Module (Контроллер водительской двери).
Driver Information Center – (Система информации водителя).
Dual Zone HVAC – Двухзонный климат-контроль.
E&C Bus (Мультиплексная шина систем комфорта).
ECM (Engine Control Module) – Модуль управления двигателем. (Не путать с электронным блоком управления, общим термином для всех этих устройств.)
ELC (Electronic level control) – Пневмоподвеска с электронным контролем уровня положения кузова).
EPS (Electric power steering) – Электрический усилитель руля.
ESP (Elektronic Stability Program) – Электронный контроль устойчивости.
ETACS (Electronic Timing And Control System) – Электронная система полного управления автомобилем
Head Up Display (Контроллер верхнего информационного дисплея).
HMI (Human Machine Interface) – (Board Computer) – Бортовой компьютер.
HPS (Hydraulic power steering) – Гидравлический усилитель руля.
HVAC (Heating, Ventilation and Air Conditioning) – Климат-Контроль.
IPC (Instrumental Panel Cluster) – Электронная комбинация приборов.
Memory Mirror Module (Контролер зеркал с памятью).
Memory Seat Module (Контроллер сидений с памятью).
Multifuncton Alarm Module – Многофункциональный охранный модуль.
Navigation Radio (Радио с навигационной системой).
OnStar (Навигационная система).
Passenger Door Module (Контроллер двери пассажира).
PCM (Powertrain control module) Комбинированный модуль управления, состоящий из блока управления двигателем (ECU) и блока управления коробкой передач (TСМ).
Personalization (Система авторизованного доступа).
PPS (Passenger Presence System) – Система контроля наличия пассажира.
PSCU (Electric Power Steering Control Unit — Generally this will be integrated into the EPS powerpack.
Radio (Радиоприемник).
RCCP (Rear Climate Change and Prediction) – Задняя панель управления климат-контролем.
Rear Aux Climate Module – Дополнительная задняя климатическая установка.
Rear Seat Entertainment (Развлекательный центр задней части салона).
Remote Function Actuation (Дистанционное управление).
RIM (Rear integration module) – Интегрированный модуль задней части салона.
RSS (Road Sensing Suspension) – Подвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов.
SIR (Supplemental Inflatable Restraint) – Дополнительные (Airbags) подушки безопасности.
SCU (Seat Control Unit)
SCU (Spee
Serial Data Gateway (Контроллер мультиплексной шины).
TСМ (Transmission control module) – Модуль управления трансмиссией.
TCS (Traction control system) – Антипробуксовочная система.
TCU (Telephone Control Unit) – Блок управления телефоном.
VTD (Vehicle Thief Deterrent) – Охранная сигнализация.
Принцип работы блока управления двигателем
При использовании данного устройства производится оптимизация важнейших параметров:
потребление топлива;
расход машинного масла;
характеристики мощности;
крутящий момент, влияющий на разгон автомобиля;
количество отравляющих компонентов, находящихся в выхлопных газах.
Датчики посылают информацию на контроллер в виде цифровых сигналов. Контрольный и функциональный модули вычисления, входящие в программное обеспечение, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных устройств. Выходные сигналы в процессе корректировок могут даже привести дизельный двигатель к полной остановке.
При проведении существенных изменений в конструкции силового агрегата (тюнинге) имеется возможность перепрограммирования электронного блока управления двигателем.
Объединение всех блоков управления в общую систему производится при помощи специальной шины.
Признаки выхода из строя ЭБУ
Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем. Проведение такого вида работ своими руками является возможным при наличии определенных квалификационных навыков.
Сбои в работе управляющего устройства происходят вследствие нарушения контактов с датчиками, производящими контроль за функционированием рабочих систем двигателя:
Антиблокировочная система (контроль торможения автомобиля).
Блок зажигания.
Контроллер инжектора.
Положение дроссельной заслонки.
Температурный режим двигателя.
Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудавшиеся попытки отремонтировать устройство своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.
Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие явления:
не поступают данные со сканера;
сообщения, содержат некорректные параметры;
контрольная лампочка «чек» не загорается при включении зажигания;
отсутствие информации о нестабильной работе двигателя.
Своевременное выявление дефектов и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку в работе систем, узлов, агрегатов автомобиля.
Диагностика блока управления двигателем
Чтобы провести диагностику необходимо обратиться в специализированный автосервис, в котором с помощью специального модуля и кабеля специалисты подключаются к блоку управления и делают его диагностику. Модуль подключают к специальному компьютеру, на котором установлена программа, распознающая коды ошибок, которые выдаются на экран при диагностике блока управления. В случае необходимости специалисты также используют мультимеры.
Таким образом, специалист фиксирует различные показатели в режиме реального времени. Он может определить положение дроссельной заслонки, топливные коэффициенты или, например, температуру. Осуществление диагностики для самых разных моделей современных автомобилей не составляет особого труда, кроме того, прошивка компьютера постоянно обновляется, а значит, компьютер получает новые данные по новым типам блоков управления. После того, как процедура диагностики выявила ошибки, специалисты приступают к ремонту блока управления двигателя, замене или же восстанавливают заводские настройки, сбрасывая появившиеся ошибки.
Ремонт ЭБУ двигателя – это достаточно сложный и трудоемкий процесс и рекомендуется исключительно в случаях, когда замена блока управления невозможна по каким либо причинам, или когда замена может стать слишком дорогостоящей для владельца автомобиля. Ремонтировать ЭБУ своими руками не рекомендуется вовсе, есть большой риск повредить электронные «мозги» окончательно, что выведет из строя все сопутствующие системы автомобиля.
2 Возможные причины неисправности блока управления двигателем
Причин, по которым электронный блок управления выходит из строя или начинаются какие-либо сбои в его работе, существует огромное множество. Среди самых распространенных поломок можно выделить такие как отсутствие обзора за датчиком АБС, отсутствие контакта с блоком зажигания, контролером работы инжектора, а также отсутствие контакта с различными датчиками, положения дросселя или датчиком температуры. Кроме того, блок управления может выйти из строя в результате механических повреждений или попадания влаги на микросхему. Таким образом в случае неисправности в блоке может произойти перенапряжение, что иногда полностью выводит систему из строя. Перегрев, попадание влаги, ржавчина, влага – все это может стать причиной поломки электронного блока. Также специалисты многочисленных автосервисов отмечают высокую долю обращений к ним автолюбителей, которые пытались ремонтировать блок управления своими руками или доверяли это дело неподготовленным людям.
Важно помнить, что ЭБУ состоит из множества сложных соединений, а потому некачественный ремонт своими руками может спровоцировать серьезные проблемы в работе этого агрегата. Что касается новых моделей автомобилей, то в случае проблем с блоком управления, рекомендуется полная замена этого элемента
Если автомобиль имеет гарантию, то стоит обратиться в дилерский центр, где и будет произведена замена ЭБУ на новый, при этом есть некоторые модели автомобилей, ремонт блока управления двигателем которых невозможен даже профессионалами. В любом случае стоит сначала провести качественную диагностику, затем посоветоваться со специалистом, и только после этого решать, что именно делать с вышедшим из строя блоком управления.
Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
Микротрещины в схемах и корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (удары, сильные вибрации).
Резкое повышение температуры, приводящее к перегреву блока управления мотором.
Разрушения элементов ЭБУ под влиянием коррозии.
Проникновение влаги внутрь корпуса контроллера из-за его разгерметизации.
Неграмотные ремонтные действия.
Применение эффекта «прикуривания» при работающем движке с целью помочь соседнему автомобилю.
Изменение положения клеммных соединений во время подсоединения аккумулятора.
Отсутствие подключения силовой шины при включении стартера.
Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.
Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.
Диагностика контроллера в условиях гаража
На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:
проблемы с запуском мотора;
троение двигателя;
появление густого дыма;
снижение реакции на педаль газа;
перебои в связи с ЭБУ;
потеря контроля за включением и выключением вентилятора двигателя;
сбои в работе катушек зажигания;
выход из строя предохранителей;
датчики не посылают сигналы.
Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.
Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
Причины возникновения поломок блока управления двигателя подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора — мультиметра.
Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.
Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
Чтобы произвести ремонт ЭБУ двигателя, нужныследующие операции:
Обнаружить место пробоя.
Повторно замерить сопротивление.
Найти точки крепления проводника.
Прикрепить параллельно провод с требуемым сопротивлением при помощи паяльника,старый провод рекомендуется оставить на месте.
После проведенных мероприятий система должна работать стабильно. При повторении ошибок ЭБУ необходимо обратиться в сервисный центр.
От своевременности ремонта блока управления двигателем зависит длительность срока службы, безопасность и надежность автомобиля.